Сайт воспитателя Мухановой Татьяны Борисовны

Статья " Иклюзивное образование в ДОУ - что это?"

Тема: «Что такое инклюзивноеобразование в дошкольных образовательных учреждениях».<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Статью подготовила воспитатель «МДОБУдетский сад №18

комбинированного вида города Бузулука»

Муханова Татьяна Борисовна

 

          В1998 году на одной из встреч Кофи Аннан сказал, что «образование– право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образованиистроятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего болееважного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
         Образованиедля всех. Именно такая идеологияположена в основу понятия «инклюзивное образование». Этот подход исключаетлюбую дискриминацию детей, но создает особые условия для детей, имеющих особыеобразовательные потребности.
          СэмюэлЛ.Одом (Samuel L.Odom), профессор университета штата Индиана США), являющийсяруководителем пятилетнего проекта, направленного на изучение факторов,препятствующих и способствующих успешной дошкольной интеграции, отмечает, чтосегодня единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим вдетских дошкольных учреждениях, нет. Концептуально европейские ученые, которыеучаствовали в вышеназванном исследовании, единодушно определяют инклюзиюследующим образом: “Инклюзия– это нечтобольшее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всехдетей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программывоспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Этотакже подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей –типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях,которые имеют место в их общей группе детского сада”.
            Одомобращает внимание на уникальность дошкольного периода образовательного путичеловека, которая проявляется в:
1) природе развития детей дошкольного возрастаи, соответственно, в подходах к их обучению;
2) организационной структуре образовательногоучреждения;
3) подготовке воспитателей и педагогов.
             Ученыйотмечает, что инклюзия на уровне дошкольных образовательных учреждений –явление относительно недавнее. И хотя об этом писали, начиная с 1970-х годов,она стала приобретать все большие масштабы только в 1990-х годах. Именно тогдав США инклюзивные дошкольные учреждения стали серьезной альтернативойспециализированным. По данным министерства образования, которые проводит Одом,в США более 50 % детей дошкольного возраста с особыми образовательнымипотребностями воспитываются в государственных инклюзивных детских садах.
            Впяти европейских странах – объектах недавнего исследования – ситуация такова:
- в Швеции и Португалии почти все дети с особымиобразовательными потребностями посещают общие детские сады;
- в Венгрии, Франции и Германии действуютспециализированные учреждения, и разные формы инклюзивных дошкольныхучреждений. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, вразных регионах каждой из этих стран разное. Но, например, в Германии, еслиговорить о федеральном уровне, инклюзивные сады посещают около 80 % детейдошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
           В2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая призываетобщество использовать модель инклюзии. Сегодня в ряде регионов России, в томчисле при поддержке ЮНИСЕФ, разрабатываются и тестируются программы поинклюзивному образованию, созданию доступной среды для детей с инвалидностью.

          Конечно, в учреждении, где практикуетсяинклюзивное совместное обучение, помимо воспитателей нужны специалисты:дефектологи; педагоги, имеющие соответствующее образование. Они всегда смогутподключиться и оказать индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ, дать совет, помочьи подсказать воспитателю, который работает с группой. Очень важно, чтобы в этихобразовательных учреждениях присутствовали специальные работники. Но покабольшинство специалистов в этой области сосредоточены в коррекционныхобразовательных учреждениях.
                  Вопрос об инклюзивном образовании —очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию икомплексную реализацию.

14 января 2016 в 14:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.