Сайт воспитателя Мухановой Татьяны Борисовны

«Преемственность дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации образовательного стандарта»

«Преемственность дошкольного и начального школьногообразования в рамках реализации образовательного стандарта»<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

                                    автор статьи Муханова Т.Б.

воспитатель I квалификационная категория МДОБУ№18 г.Бузулука

                                                                                    «Бытьготовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Леонид АбрамовичВенгер.

     Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школойявляется наиболее актуальным в современном образовательном процессе.  Переходный период от дошкольного к школьномудетству считается наиболее сложным и уязвимым.  И не случайно в настоящее время необходимостьсохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейшихприоритетов развития образования в России.

    Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилийработников детского сада и начальной школы. Введение и принятие новых Федеральных ГосударственныхОбразовательных Стандартов (далее ФГОС) дошкольного образования является важнымэтапом преемственности деятельности детского сада и школы.  Детский сад и школа – два смежныхзвена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят откачества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровняразвития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

     В данной статье нам бы хотелось рассмотреть вопрос обеспечения преемственности и непрерывности в организацииобразовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным иначальным звеном образования. ФГОС нацелен на то,  чтобы возникла мотивация к познанию итворчеству.   Поэтому сегодня  работа в нашем дошкольном образовательномучреждении строится в режиме инноваций и направлена на разностороннее развитиедетей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

      Не ребенок должен быть готов к школе, ашкола - к ребенку! Дети должны быть способными спокойно приспособиться кшкольным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальнойшколы. При этом школа должна быть готова к разным детям.Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизнизаложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально,коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформироватьустойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформироватьспособности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние,это дети не те, что были вчера.

     В нашем ДОУ на этапе дошкольного возрастаосуществляется личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, атакже формируются предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментомдля формирования у младших школьников универсальных учебных действий,необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу уменияучиться.

    Педагогинашего ДОУ планируют свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы   добиться от каждого ребенка активности,любознательности, чтобы  ребенок не был пассивным слушателем,воспринимающим готовую информацию,  а развивался  в процессе организованнойи самостоятельной  деятельности.

    На основе проекта, разработанного в нашем ДОУ «Преемственностьдошкольного и начального школьного образования в рамках реализации ФГОС»,  разработан совместный план работы дошкольных образовательных групп МДОБУ «Детскийсад №18 комбинированного вида» и МОБУ «Начальная общеобразовательная школа №11»по реализации преемственности.

    Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современногоучреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешногодошкольника. Планируя свою работу, каждый педагог стремится  охватывать все направления развития  детей: познавательное,художественно-эстетическое, физическое,  речевое, социально-коммуникативноеразвитие.

    Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. И тут  закономерно возникает вопрос – так что же,разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Конечно,учатся, но совсем по-другому, чем школьники. В частности, непосредственнообразовательная деятельность (далее НОД) организуется в форме игровыхразвивающих ситуаций и ситуаций общения. Именно в игровой форме, дошкольники, играя, обучаются, непринужденнопознают окружающий мир, воспитатель принимает позицию равного партнёра.Руководство педагога основано на уважении к ребёнку и на учёте его интересов.Очевидно, что для современного первоклассника становится важным не столькообладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

     Созданная  оптимально насыщенная многофункциональная  среда в группах нашего ДОУ,  позволяетмоделировать игровую среду в соответствии с замыслом. Оборудование размещенотак, что воспитанники  при необходимости могут легко взять и так же легкоубрать на место, после завершения игры. Так же в дошкольных группах широко используется проектная иопытно-экспериментальная деятельность, которая формирует умения делать выводы,умозаключения. Поэтому школа должна выстраивать работу не с нуля, а основыватьсяна достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом егонакопленного опыта.

Однако дети в школе и в детском садупоставлены в разные условия.

Чтобысделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрееадаптироваться к новым условиям, воспитатели нашего ДОУ используют в своейпедагогической деятельности следующие формы работы:

I.Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство ивзаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;  участие в совместной   деятельности; выставки рисунков и поделок; участие в конкурсах различного уровня;  встречи и беседы с выпускниками детского сада; совместные праздники и спортивныесоревнования дошкольников и первоклассников.

II.Работа с педагогами: совместные педагогические советы (ДОУ и школа);  семинары, мастер- классы;  круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;  проведение мониторинга по определениюготовности детей к школе;   взаимопосещение: образовательная деятельностьв ДОУ и открытые уроки в школе; педагогические и психологические наблюдения.

III.Работа с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ иучителями школы;  круглые столы,дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;  консультации с педагогами ДОУ и школы; встречиродителей с будущими учителями;  дниоткрытых дверей;  анкетирование,тестирование родителей; образовательно – игровые тренинги и практикумы дляродителей.

     Результат успешности определяетсясформированностью следующих показателей: адаптация первоклассников (89%);участие ДОУ в конкурсах различного уровня(80%); рост количества участников ипризёров профессиональных конкурсов (фестивалей)(70%); получение коллективомДОУ и отдельными педагогами грантов (40%); рост количества педагогов,представляющих опыт на семинарах, конференциях, публикациях, СМИ (40%);ориентация детей и педагогов на успех; рост совместных мероприятий коллективамиДОУ и школы в рамках преемственности (100%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность– это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитииличности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблемупреемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развитияребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое пониманиепреемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образованиидетей.

                                   Библиографический список:

1.               Буре Р.С. Готовим детей к школе.М.,2003. – 110с.

2.               Гиабалина 3.П. Первый год - самыйтрудный. М, 2010. – 210с.

3.               Михайлова З.А. Игровые занимательные заданиядля дошкольников. М., 2005. – 190с.

4.               Сербина Е.В. Математика для малышей. М.,2011. – 110с.

5.               Седж Н.В. Игры и упражнения в обучениишестилеток. Минск, 2004. – 79с.

6.               Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитиелогического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 2008. – 100с.

7.               http://virtualtaganrog.ru/

8.               http://nsportal.ru/

9.               http://www.maam.ru/

14 января 2016 в 12:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.